ЛюстраЛюстра, совсем не обязательна в гостиной, но зато без нее не может обойтись ванная комната.
Люстры доминировали в наших домах со времен появления лампочки Ильича. Удовлетворительный осветительный эффект, равномерное освещение комнаты по принципу "всем поровну" и – главное! – самое простое и одинаковое для всех размещение токонесущих проводов в геометрическом центре потолка обрекли потолочные светильники на всенародную популярность.
Не имеем ничего против люстр, но далеко не всегда такое решение является разумным. Жизнь, человек, люди, семьи, их потребности и поведение в своем жилище намного разнообразнее, чем эта стандартная, навеки застывшая и, по сути дела, самая примитивная осветительная схема. Она не позволяет умно и красиво организовать пространство, вместо этого вынуждая человека постоянно ощущать архитектурную скуку – что бы он ни делал – особенно долгими зимними вечерами. Чтение газеты, задушевная беседа с женой и уход за кактусами зрительно ничем не отличаются друг от друга при равномерном освещении сверху. В какой угол комнаты не пересаживайся – всё одно. Конечно, зрение – не единственный орган чувств, и человек "состоит" не только из чувств, но нет ничего удивительного в том, что скучное освещение старается уподобить себе и саму жизнь человека.
Ох уж эти люстры! Рассматривая хорошие архитектурные проекты, реализованные в нашей люстрофильской стране за последнее десятилетие, можно – с удивлением, переходящим в радость – заметить, что люстры (и даже более того – вообще потолочные светильники) не просто перестали играть прежнюю роль гегемона домашней иллюминации, но очень часто и вовсе упраздняются за ненадобностью. Это не значит, конечно, что и вам теперь тоже нужно обязательно отказываться от верхнего освещения. В конце концов, оно может быть просто насущным. Но уж, во всяком случае, его одного явно недостаточно для современного качества жилого комфорта – практически в любой комнате вашего дома за исключением, быть может, прихожей, если она невелика. Равномерное освещение с потолка требует разбиения, обогащения, модуляции другими потоками света – исходящими из других точек пространства в других направлениях. Для этого и служат торшеры, настольные лампы и бра.
Итак, потолочные светильники бывают четырех типов: 1) люстры, они же подвески, суспензии (sospensioni), 2) "тарелки" и прочие плафоны (plafoniere), "сидящие" непосредственно на потолке, 3) поворотные светильники узко (или не очень узко) направленного света, иногда называемые также софитами и 4) они же, но специального дизайна для подвесных потолков.
Подвески бывают как мягкими, так и жесткими. Мягкие подвески – это лампы, висящие на цепочках или на самих электрических проводах.
Жесткие подвески – это штанги (как правило, металлические), направленные сверху вниз от основания светильника к лампочкам. По своему дизайну некоторые жесткие подвески представляют собой буквально торшеры или настольные лампы, перевернутые "вверх ногами". Еще один пример того, как обыкновенный предмет, будучи помещенным в неожиданное, несвойственное для себя место, приобретает совершенно чудесные эстетические свойства. Не стоит, однако, пытаться приладить надоевшую настольную лампу к потолку. Едва ли из этого получится что-то продуктивное. Далеко не каждый светильник способен претерпевать подобные метаморфозы. Всё-таки созданием люстр в виде торшеров кропотливо занимаются профессиональные дизайнеры, да и то не все, а лишь наиболее одаренные.
Традиционно потолочные светильники являются источниками общего освещения. Подвески чаще всего запускают лучи в потолок и освещают помещение отраженным от потолка светом. Некоторые из них, напротив, светят вниз, пронизывая комнату прямыми лучами. Такой вариант несколько менее предпочтителен: неосторожный взгляд на открытый источник света вызывает ослепление – легкое или даже тяжелое – в зависимости от мощности лампочки и дистанции между ней и глазами. Правда, применение матовых ламп может во многом снять эту проблему. К тому же прямые лучи способствуют более интенсивному тенеобразованию. Если лампы не очень мощные (например, пять штук по 60 Вт), то они будут формировать не слишком глубокие тени, которые можно счесть вполне приемлемыми или даже желательными. В этом смысле почти бестеневое освещение отраженным от потолка (и, возможно, затем еще и от стен) светом, пожалуй, даже менее предпочтительно. Да, при этом всё хорошо видно, но уж слишком "плоской", безрельефной, скучной получается "картинка" – почти как в операционной. Впрочем, это во многом дело вкуса.
С "тарелками" и плафонами всё проще. Они светят вниз, причем лучи рассеиваются полупрозрачными стеклами или пластиками.
Получается мягкое равномерное освещение с весьма слабыми тенями. Многие потолочные светильники дают комбинированный свет: одна часть светового потока идет вверх, в потолок, другая – соизмеримая по величине с первой – направляется вниз через диффузор ( рассеиватель – плафон, абажур и т.п.).
Однако, потолочные светильники могут выступать и в качестве источников локального и даже рабочего освещения. В первую очередь эту роль выполняют софиты, бросающие свет в пределах узкого угла – замечательный вариант освещения для любой комнаты, вплоть до ванной. Подвеска, приспущенная над обеденным столом и выделяющая его в полумраке окружающего пространства, является прекрасным решением для кухни. Точно такой же метод можно использовать и для освещения рабочего стола – в той же кухне или кабинете. И даже чтение в кресле может проистекать не под торшером, а под потолочным светильником, расположенным над зоной сидячего отдыха, над креслом с журнальным столиком. Локальный характер этого освещения тем более очевиден, чем выше потолки и больше площадь комнаты. То есть – как вы видите – мы вовсе не против потолочных светильников, мы против того, чтобы они с безысходностью тиражировались в рамках тривиальной схемы "люстра в центре потолка". Заказать умный дом сейчас |
|